Донин Общая характеристика диссертации. Современная российская политическая система вобрала в себя множество различных технологий, структур, институтов, которые оформились и получили свое развитие в странах с эволюционным типом развития демократических процессов. В связи с этим такие феномены современной российской политической жизни, как лоббизм, группы давления, несмотря на наличие некоторых аналогов в истории царской и советской России, ассоциируются у большинства граждан только лишь с современным постперестроечным периодом. При этом само отношение к лоббизму среди различных слоев общества до сих пор остается неоднозначным. Несмотря на доказанный во многих современных исследовательских работах факт существования лоббизма в практике функционирования Советского общества, представление о данном феномене, как исключительно буржуазном, существующим только в капиталистических странах, привело к тому, что он вплоть до начала х годов не был объектом научного познания отечественной науки. Все разработки до указанного периода подразумевали рассмотрение исключительно американского или западноевропейского опыта. Следствием такого подхода стало зачастую неверное представление многих граждан и политиков о назначении, характере и сути этого феномена. Лоббизм, как коммуникационный канал взаимодействия основных субъектов российской политической системы, существенным образом отличается от всех остальных существующих механизмов реализации 1 См.: Основной отличительной особенностью лоббизма является формирование и донесение информации непосредственно от заинтересованных групп.

Тема 7. Лоббизм и коррупция.

Корпорация как группа интересов в политике. Теоретико-методологические подходы к определению корпоративизма и неокорпоративизма. Основные тенденции взаимодействия бизнеса и власти в современной России. Концептуальные подходы к определению лоббирования. Субъекты и объекты лоббистской деятельности. Особенности лоббизма в России.

Ильичева Л.Е и Лапина Н.Ю проводят подробный анализ основных .. 69 Шамхалов Ф. Лоббизм во взаимодействии государства и бизнеса / Ф.

Политические институты, процессы и технологии Количество траниц: Теоретико-методологические аспекты воздействия лоббизма на принятие политических решений - 1. Теоретико-методологические аспекты феноменологии лоббизма 1. Лоббизм в политической практике переходных обществ: Институционализации экономических интересов бизнеса и наемных рабочих в деятельности общественных объединений России 2.

Финансово-промышленные группы ФПГ как фактор политико-экономических преобразований в современной России 2. Ассоциативная демократия российского бизнеса: Фактор влияния неправительственных организаций в процессе выработки государственной стратегии социально-экономического и политического развития России 3. Воздействие групп интересов на выработку.

Социальная структура, социальные институты и процессы Количество траниц: Теоретико-методологические и исторические аспекты социологического анализа лоббизма. Социологический анализ исторического опыта лоббизма. Особенности становления лоббизма в современной России. Социально-экономические и политические условия развития лоббизма в современной России.

механизмов и технологий взаимодействия властных и бизнес-структур, которые в .. ; Шамхалов Ф. И. Государство и экономика: Власть и бизнес. - М. ; Ясин Ильичева Л.Е. Лоббизм и интересы предпринимательства.

Система корпоративного представительства интересов в современной России: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена потребностями научного анализа отношений государственных органов и крупных корпоративных экономических структур в современной России, на которые оказали значительное влияние происходившие в России реформы в социально-экономической и политико-правовой сферах, для определения характера и тенденций их дальнейшего развития.

С утверждением различных форм собственности, прежде всего частной, важную роль начинают играть крупные общероссийские и региональные корпоративные группы, прежде всего финансово-промышленные. Благодаря наличию разнообразных ресурсов, современным политическим технологиям, они оказывают влияние на политические и экономические процессы в современной России даже в большей степени, нежели традиционные политические институты - партии, общественно-политические движения.

Реализация корпоративными группами собственных экономических интересов тесно связана с влиянием на процесс принятия государственных решений, что проявляется, в частности, во взаимопроникновении отечественной политической, деловой и административной элит. Участие крупных корпоративных групп в государственной жизни, усиление их политизации ведет к изменению качества государственной политики и методов ее реализации.

С другой стороны, переход от централизованно-плановой к рыночной экономике и к участию в процессах глобализации мировой экономики обусловил необходимость в определении нового подхода к государственной экономической политике и, соответственно, изменения в механизме, методах и формах взаимодействия государства и бизнеса.

Лоббизм в России. Статьи по предмету Теория государства и права

Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии Количество траниц: Современная российская политическая система вобрала в себя множество различных технологий, структур, институтов, которые оформились и получили свое развитие в странах с эволюционным типом развития демократических процессов. В связи с этим такие феномены современной российской политической жизни, как лоббизм, группы давления, несмотря на наличие некоторых аналогов в истории царской и советской России, ассоциируются у большинства граждан только лишь с современным постперестроечным периодом.

Характерные черты казахстанского лоббизма взгляд экспертов [Text] / Сатпаев Д.А. Шамхалов Ф. Лоббизм во взаимодействии государства и бизнеса.

Оглавление диссертации Соваков, Илья Александрович:: Введение диссертации по теме"Нейрохирургия", Соваков, Илья Александрович, автореферат Актуальность исследования. Современная российская политическая система вобрала в себя множество различных технологий, структур, институтов, которые оформились и получили свое развитие в странах с эволюционным типом развития демократических процессов. В связи с этим такие феномены современной российской политической жизни, как лоббизм, группы давления, несмотря на наличие некоторых аналогов в истории царской и советской России, ассоциируются у большинства граждан только лишь с современным постперестроечным периодом.

При этом само отношение к лоббизму среди различных слоев общества до сих пор остается неоднозначным. Негативный характер восприятия феномена лоббизма среди большинства граждан России, о котором упоминается во многих исследовательских работах1, является следствием целого ряда факторов, которые сформировались под воздействием особенностей развития политической системы нашего государства. Переход от административно-командной системы советского типа, к новым принципам взаимодействия между государством, бизнес-структурами и некоммерческими организациями, которые представляют весь спектр общественных интересов, приводит к актуализации проблемы такого 1 См.: Несмотря на доказанный во многих современных исследовательских работах факт существования лоббизма в практике функционирования Советского общества, представление о данном феномене, как исключительно буржуазном, существующим только в капиталистических странах, привело к тому, что он вплоть до начала х годов не был объектом научного познания отечественной науки.

Все разработки до указанного периода подразумевали рассмотрение исключительно американского или западноевропейского опыта. Следствием такого подхода стало зачастую неверное представление многих граждан и политиков о назначении, характере и сути этого феномена. Между тем, лоббизм обеспечивает представительство интересов разнообразных социальных, экономических и политических групп. Лоббизм, как коммуникационный канал взаимодействия основных субъектов российской политической системы, существенным образом отличается от всех остальных существующих механизмов реализации интересов, которые осуществляются в ходе принятия органами государственной власти решений.

Основной отличительной особенностью лоббизма является формирование и донесение информации непосредственно от заинтересованных групп. Это определяет степень необходимости развития данного механизма с целью создания наиболее действенной системы принятия решений.

Архив научных статей

Лоббизм и корпоративизм в государственном управлении Факторы социально-политического характера: Представительство интересов в системе государственного управления. Политическое и функциональное представительство. Основные формы и методы лоббизма. Ресурсы лобби и групп интересов. Корпоративизм как способ функционального представительства.

[5] Тихомирова Е. Б. Лоббизм как специфическая форма коммуникаций с [9] Шамхалов Ф. Лоббизм во взаимодействии государства и бизнеса.

Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии Количество траниц: Понятие лоббизма, основные признаки и функции. Конституционно-правовые основы регулирования лоббистской деятельности в Российской Федерации. Факторы политического влияния российских региональных лидеров на федеральном уровне. Проведение демократических преобразований в Российской Федерации, начавшееся с конца х годов столетия, сопровождалось появлением множества новых институтов власти, без которых не представлялось возможным дальнейшее гармоничное и стабильное функционирование всех общественных структур и элементов например, институт Президента, парламентаризм и др.

Параллельно на данном этапе развития российского государства началось формирование системы функционального представительства интересов, которая уже давно стала неотъемлемой частью западного демократического общества. Представительство групповых интересов в годы Советского Союза являлось номинальным по причине отсутствия гражданских ассоциаций как таковых. Процесс принятия политических решений носил закрытый для широкой общественности характер, был практически полностью монополизирован со стороны институциональных групп давления.

Современные реформы актуализировали проблему лоббизма в России, так как, во-первых, в обществе появились и активизировались многочисленные негосударственные организации, а во-вторых, произошла плюрализация центров принятия политических решений и соответственно каналов взаимодействия властных структур и отдельных элементов зарождающегося гражданского общества.

Как институт представительства интересов лоббизм открывает возможность активно воздействовать на процесс подготовки и принятия политических решений различным гражданским ассоциациям. Другими словами, делает этот процесс более публичным. Такая открытость политики позволяет избежать многих болезненных конфликтов, часто сопровождающих общества, находящиеся в состоянии демократического транзита.

Ваш -адрес н.

Специфика взаимосвязанного и взаимозависимого развития государственных и частных институтов в контексте современных императивов управления экономикой страны и новых направлений теоретико-методологических разработок в области управления как фундаментально-теоретическая основа повышения эффективности системы управления взаимодействием государства и бизнеса раскрыта в исследованиях Л Абалкина, О.

Якутина, Е Ясина и др Управленческие функции и роль взаимодействия деловых и властных элит в регулировании экономического развития постсоветского пространства в период рыночных преобразований, подтверждающие узость институционального наполнения исследуемой области, нашли отражение в работах С. Росса, Т Фрая, Дж. Теоретико-модельный и организационно-прикладной инструментарий управления сложными социально-экономическими системами, в том числе в части развития механизма их саморегулирования, представлен в работах В Верба, Г Гореловой, А Зарнадзе, Е Захаровой, Е Князевой, С.

Организационно-прикладные методы, инструменты и механизмы принятия решений в ходе построения партнерских отношений государственных структур и коммерческих компаний получили развитие в работах А Баженова, К Брауна, В.

Шамхалов Ф.И. Государство и экономика: основы взаимодействия: Учеб. для вузов по спец. Взаимоотношения бизнеса и государства как противоречивая система Основные факторы и условия возникновения лоббизма

Цель Целью изучения дисциплины является формирование у студентов представления о теории и практике взаимодействия бизнеса и органов государственной власти. Задачи курса показать основные теоретические подходы к пониманию природы отношений государства и бизнеса; рассмотреть модели взаимодействия бизнеса и государства в США, Западной Европе, транзиторных посткоммунистических государствах и странах третьего мира; выявить специфику и показать эволюцию отношений государства и бизнеса в России с начала х гг.

века — по настоящее время; проанализировать проблемы и перспективы построения цивилизованных отношений государства и бизнеса в современной России. Структура и содержание учебных занятий Тема 1. Теория взаимодействия государства и бизнеса Общие принципы взаимодействия государства и бизнеса. Функции государства и бизнеса в обществе.

Исторические типы взаимодействия между экономической и политической сферами. Перераспределительные и рыночные модели общественного устройства. Проблема разграничения экономической и политической власти.

"Государство и экономика. Власть и бизнес" Шамхалов Феликс Имирасланович

Работа выполнена на кафедре государственного и административного права Юридического института Дальневосточного государственного университета. Байкальский государственный университет экономики и права. Защита состоится 23 декабря г. Октябрьская, 25 С диссертацией можно ознакомиться в библи01еке Юридического института Дальневосточного государственного университета.

неминуемо затрагивают вопросы влияния государства на экономику и Более того, оставление вопросов взаимодействия бизнеса и власти за пределами работ, Ф.И. Шахмалов выделяет государственное администрирование, о регулировании лоббистской деятельности в органах государственной.

Лоббизм стал приобретать массовый характер, формируется щедро финансируемая индустрия лоббизма, отдельные лоббистские компании приобретают статус социальных движений. Сегодня с точностью никто не может утверждать, существуют ли такие решения, которые принимались бы представителями власти в отсутствие воздействия на них со стороны заинтересованных лиц. В равной степени сложно представить, чтобы крупные экономические структуры не пытались бы решить часть своих проблем за счет взаимодействия с властью.

Повышение роли лоббизма в политике приводит к трансформации демократии от публичного представительства к представительству интересов крупных корпораций. Трансформация обусловлена тем фактом, что появляются новые и весьма влиятельные агенты политического поля, которые оказывают воздействие на власть, причем зачастую прямое воздействие, без участия в выборах. Лоббизм выступает не только одним из главных механизмов выработки и принятия государственных решений, но и значимой действующей силой становления плюралистической демократии за счет влияния, оказываемого на органы государственной власти.

Политическая социология. Автор: Ставров И.В., редактор: В авторской редакции

Заказать новую работу Оглавление Введение 2 Глава 1. Теоретические основы государственно-частного партнерства 5 1. Концептуальные основы партнерства государства и частного сектора 7 1.

Формой институционализации взаимоотношений субъектов бизнеса друг с другом и с Взаимодействие государства и бизнеса как основных субъектов рыночной 1 Шамхалов Ф.И. также определяет механизм взаимодействия взаимодействия государства, бизнеса и гражданского общества, т.е.

Этот феномен во многом отражает переходное состояние нашего общества, в котором еще не сформировались полноценные институты, способные агрегировать и артикулировать интересы различных социальных и корпоративных групп. Поэтому экономические корпорации самого различного уровня и профиля самостоятельно выходят на политическую сцену, пытаясь повлиять на принимаемые политические и государственные решения, используя самые различные механизмы, прежде всего технологии лоббизма.

Экономический лоббизм в настоящее время присутствует при рождении большинства политически и экономически значимых решений, как на уровне правительства, президентского окружения, так и на уровне законодательной власти. Но в России, в отличие от многих других стран, где"группы давления" могут отстаивать свои интересы на основании законов, прямо или косвенно оговаривающих их права и обязанности, лобби до сих пор находится вне правового поля.

Отсутствие нормативных актов, регулирующих лоббизм, его активизация в теневых политических процессах налагает на эту деятельность особый отпечаток - полукриминальный, связанный преимущественно с нарушениями законодательства, вследствие чего лоббизм чаще всего воспринимается как один из синонимов коррупции. Для политической науки очень важно подойти к лоббистской деятельности с точки зрения редуцирования негативных его форм и дать этому явлению политико-правовое толкование, соответствующее интересам формирующегося в России гражданского общества.

Это, в свою очередь, подчеркивает острую необходимость ее разработки в научном и научно-практическом ключе. Лоббистские отношения в России стали возможными лишь в течение последних лет, с появлением организованных групп давления со стороны бизнеса и готовностью органов государственной власти и управления учитывать в своей деятельности обособленные интересы предпринимательского сообщества.

Есть ли лоббизм в Украине ? SIC Group